История изобразительного искусства и архитектуры

преподаватель Сныткина Наталья Александровна

Понедельник, 29 октября 2020 19.10 – 19.55

Тема урока: Творчество И.Е.Репина

Цели и задачи урока: Продолжение знакомства с русским критическим реализмом. Развитие стиля в творчестве такого «богатыря» русской живописи как Илья Ефимович. Многогранность дарования – знакомство с графикой («рваная» манера, очень «живописный» рисунок), разнообразием жанров в творчестве Репина.

Ход урока: Знакомимся с биографией И.Е.Репина. Отмечаем события, повлиявшие на формирование характера и манеры мастера (смерть любимой сестры Ули легла в основу трактовки диплома «Воскрешение дочери Иаира», визуальные впечатления от поездки на поезде легли в основу «Крестного хода» и т.д.). Восхищаемся пейзажной темой Репина («На дерновой скамье»), легкой импрессионистичностью его живописи. Знакомимся с прекрасными портретами Репина: портреты Толстого, Стасова, композиторов, «Протодиакон», художников, его дочерей, другими. Отмечаем сложный психологизм, виртуозную живописность работ. Предлагаю учащимся выбрать парочку портретов и проанализировать работы, обосновать свой выбор. Рассматриваем революционную тему: «Отказ от исповеди». «Арест пропагандиста», «Не ждали». «Хоровой» портрет русского общества – «Крестный ход в Курской губернии». Знакомимся с эмоциональными, экспрессивными историческими работами: «Иван Грозный и сын его Иоанн», «Царевна Софья», «Казаки пишут письмо турецкому султану», Предлагаю учащимся любую работу исторического жанра проанализировать: сюжет, композиционные средства, колористика. Рассматриваем меняющуюся манеру мастера (например портрет Бехтерева), иные живописные приемы, другой цвет, отмечаем репинский поиск выразительных средств и приемов меняющегося времени.

Тетради будут проверены после каникул.

При выполнении работы можно воспользоваться дополнительными источниками (литературой или сайтами по истории искусства).