Урок-игра по предмету «Беседы об искусстве»
Е.А.Курякова, преподаватель высшей категории МБОУ ДОД "ДХШ" ЗАТО г.Железногорск, Красноярский край.
Комментарий
Приведённый далее материал является конспектом открытого занятия по итогам обучения во 2-м классе отделения подготовки детей к обучению в ДХШ. Предлагаемые задания призваны продемонстрировать уровень теоретических знаний учащихся по предмету «Беседы об искусстве» и их практических навыков по изобразительному искусству по программе ДХШ.
Цели:
- образовательные: проверить уровень усвоения программного материала детьми;
- развивающие: развивать творческую самостоятельность, аргументированную речь, доказательное воспроизведение в процессе познания; развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать;
- воспитательные: прививать интерес к изобразительному искусству, умение рационально организовывать бюджет времени; стимулировать становление субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества.
Оборудование:
- мольберты (2 шт.);
- стол для жюри, протокол жюри для ведения конкурса;
- столы для работы с пазлами (2 шт.);
- маркеры (2 шт.);
- таблицы с изображением Буратино без носа и отдельно — нос Буратино (по 2 шт.);
- листы для рисования Чиполлино;
- платки для завязывания глаз;
- наборы пазлов о Винни-Пухе (одинаковые для обеих команд картинки, разрезанные на несколько крупных многоугольников — 2 шт.);
- репродукции картин (пейзажи и портреты);
- карточки со словами-перевёртышами (2 шт.);
- комплект заданий на отдельных листах к конкурсу «Кто хочет стать миллионером?».
Оформление доски: на доске развешаны по одному рисунку каждого учащегося, а также все задания по ИЗО и по ДПИ.
ХОД УРОКА
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя
— Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить все интересные моменты прошедшего учебного года: что мы рисовали, какие выставки создали в библиотеке, в каких конкурсах участвовали... За этот год вы повзрослели, узнали много новых терминов.
Всё это мы и продемонстрируем сегодня нашим родителям. Мы просим их занять места в жюри.
Трое родителей занимают места за судейским столиком, где для них приготовлены протоколы с ходом игры и правильными ответами на вопросы.
А сейчас мы создадим команды и выберем капитанов.
Формирование команд.
Выбор капитанов.
Представление членов жюри.
Оглашение правил командной игры.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Конкурс № 1 «Иностранные слова».
1. Французские школьники говорят: «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А как говорят русские? («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
2. С французского языка этот термин изобразительного искусства переводится как «местность». Как он звучит на русском языке? (Пейзаж).
Конкурс № 2 «Искусствоведы».
Определите жанр изобразительного искусства.
Участникам предлагают репродукции картин:
· команде № 1 — О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»;
· команде№2 — И. Левитан «Март».
Ответы: О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина» — портрет; И. Левитан «Март» — пейзаж.
Конкурс № 3 «Кто хочет стать миллионером?»
Вопросы
Команда № 1.
Народный праздник, на котором по традиции сжигают соломенное чучело:
а) Масленица;
б) Крещение;
в) Святки;
г) Первомай.
Команда № 2.
К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся:
а) картины;
б) иллюстрации;
в) игрушки;
г) гравюры.
Команда № 1.
Выберите декоративный элемент убранства избы:
а) серьги;
б) наличник;
в) воротник;
г) передник.
Команда № 2.
Кокошник — это:
а) предмет домашней утвари;
б) женский головной убор;
в) бревно, венчающее крышу избы;
г) орудие охоты.
Команда № 1.
Почётное место, передний угол избы — это:
а) иконостас;
б) гостинец;
в) красный угол;
г) светлица.
Команда № 2
В переводе слово «декор» означает:
а) орнамент;
б) украшение;
в) искусство;
г) роспись.
Конкурс № 4 «Конкурс капитанов».
Примечание. Каждый правильный ответ капитана приносит его команде 1 очко.
1. Как называется дощечка для смешивания красок? (Палитра)
2. Как называется картина, на которой изображён морской пейзаж? (Марина)
3. Как называется композиция из цветных стёкол, пропускающая свет? (Витраж)
4. Номер самой тонкой кисти. (№ 1)
5. Что означает слово «натюрморт»? («Мёртвая природа»)
6. Назовите три составных цвета. (Фиолетовый, оранжевый, зелёный)
7. Назовите три холодных цвета. (Синий, фиолетовый, голубой и т. д.)
8. Назовите три тёплых цвета. (Красный, жёлтый, оранжевый и т. д.)
9. Изображение человека — это... (портрет).
10. Самый древний жанр изобразительного искусства. (Анималистический, анималистика)
11. Назовите ахроматические цвета. (Белый, серый, чёрный)
12. Создание изображения из разноцветных кусочков бумаги, ткани и других материалов методом наклеивания на основу. (Аппликация)
13. Назовите виды изобразительного искусства. (Архитектура, скульптура, графика, живопись, фотоискусство).
Конкурс № 5 «День рождения Буратино»
Учитель. В этом учебном году мы отмечали дни рождения многих литературных героев.
Об одном из них говорится в следующей загадке:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный...
Кто же это?.. (Буратино).
Ребята! Этот портрет художник не успел закончить.
Какого элемента не хватает? (Носа)
Правильно! Сейчас мы поставим недостающий элемент, а именно — нос Буратино. Но делать это придётся с завязанными глазами.
Дети с завязанными глазами пытаются поставить нос в нужное место.
Конкурс № 6 «Весёлые пазлы»
Учитель. Следующий литературный герой, день рождения которого мы тоже отмечали в этом году, зашифрован в загадке:
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин
И приятель — Пятачок.
Для него прогулка — праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник —
Медвежонок... (Винни-Пух).
В этой игре участвует вся команда. Необходимо собрать картинку с изображением одного из героев сказки. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Конкурс № 7 «Весёлые старты».
Учитель. Ещё один литературный герой, которого вы лепили и рисовали, зашифрован в следующей загадке:
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной,
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно Он зовётся... (Чиполино).
Один из участников команды рисует Чиполино с завязанными глазами, а остальные ему подсказывают.
Конкурс № 8 «Отгадай слово».
Необходимо составить слово из набора букв (на карточке). Побеждает команда, которая сделает это первой.
Команда № 1
ВОЧОВТЕРСТ |
Ответ: ТВОРЧЕСТВО.
Команда № 2
СИВСОКУСТ |
Ответ: ИСКУССТВО.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя
- Дорогие гости, ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы достойно продемонстрировали свои знания и умение работать в команде. Поздравляю вас с успешным окончанием учебного года, желаю хорошо отдохнуть летом и жду на перекличку 30 августа!
Подведение итогов, награждение.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. — М. : Знание, 1973.
2. Шмаков С. А. Культура — досуг — ребёнок. — М., 1994.
Интернет-ресурсы
prazdnichnyymir.ru/prazdnik-skazok/6355/zagadki-pro-vinni-puha-i-ego-druzei
www.psi.lib.ru/detsad/szs/zagadki.htm
Научно-методический журнал «Искусство. ВСЁ для учителя!»
№5(29) май 2014
Стр.28-30