Урок-игра по предмету «Беседы об искусстве»

Урок-игра по предмету «Беседы об искусстве»

Е.А.Курякова, преподаватель высшей категории МБОУ ДОД "ДХШ" ЗАТО г.Железногорск, Красноярский край.

Комментарий

Приведённый далее материал является конспектом открытого занятия по итогам обучения во 2-м классе отделения подготовки детей к обучению в ДХШ. Пред­лагаемые задания призваны продемонстрировать уро­вень теоретических знаний учащихся по предмету «Беседы об искусстве» и их практических навыков по изо­бразительному искусству по программе ДХШ.

Цели:

  • образовательные: проверить уровень усвоения программного материала детьми;
  • развивающие: развивать творческую самостоятель­ность, аргументированную речь, доказательное вос­произведение в процессе познания; развивать ком­муникативные навыки, умение слушать и слышать;
  • воспитательные: прививать интерес к изобрази­тельному искусству, умение рационально органи­зовывать бюджет времени; стимулировать станов­ление субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества.

Оборудование:

  • мольберты (2 шт.);
  • стол для жюри, протокол жюри для ведения конкурса;
  • столы для работы с пазлами (2 шт.);
  • маркеры (2 шт.);
  • таблицы с изображением Буратино без носа и от­дельно — нос Буратино (по 2 шт.);
  • листы для рисования Чиполлино;
  • платки для завязывания глаз;
  • наборы пазлов о Винни-Пухе (одинаковые для обе­их команд картинки, разрезанные на несколько крупных многоугольников — 2 шт.);
  • репродукции картин (пейзажи и портреты);
  • карточки со словами-перевёртышами (2 шт.);
  • комплект заданий на отдельных листах к конкурсу «Кто хочет стать миллионером?».

Оформление доски: на доске развешаны по одно­му рисунку каждого учащегося, а также все задания по ИЗО и по ДПИ.

ХОД УРОКА

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Слово учителя

— Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить все интересные моменты прошедшего учебного го­да: что мы рисовали, какие выставки создали в биб­лиотеке, в каких конкурсах участвовали... За этот год вы повзрослели, узнали много новых терминов.

Всё это мы и продемонстрируем сегодня нашим родителям. Мы просим их занять места в жюри.

Трое родителей занимают места за судейским сто­ликом, где для них приготовлены протоколы с ходом игры и правильными ответами на вопросы.

А сейчас мы создадим команды и выберем ка­питанов.

Формирование команд.

Выбор капитанов.

Представление членов жюри.

Оглашение правил командной игры.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Конкурс № 1 «Иностранные слова».

1. Французские школьники говорят: «Как одна­жды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А как говорят русские? («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

2. С французского языка этот термин изобразитель­ного искусства переводится как «местность». Как он звучит на русском языке? (Пейзаж).

 

Конкурс № 2 «Искусствоведы».

Определите жанр изобразительного искусства.

Участникам предлагают репродукции картин:

· команде № 1 — О. Кипренский «Портрет А. С. Пуш­кина»;

· команде№2 — И. Левитан «Март».

Ответы: О. Кипренский «Портрет А. С. Пушки­на» — портрет; И. Левитан «Март» — пейзаж.

 

Конкурс № 3 «Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы

Команда № 1.

Народный праздник, на котором по традиции сжигают соломенное чучело:

а) Масленица;

б) Крещение;

в) Святки;

г) Первомай.

Команда № 2.

К произведениям декоративно-прикладного ис­кусства относятся:

а) картины;

б) иллюстрации;

в) игрушки;

г) гравюры.

Команда № 1.

Выберите декоративный элемент убранства избы:

а) серьги;

б) наличник;

в) воротник;

г) передник.

Команда № 2.

Кокошник — это:

а) предмет домашней утвари;

б) женский головной убор;

в) бревно, венчающее крышу избы;

г) орудие охоты.

Команда № 1.

Почётное место, передний угол избы — это:

а) иконостас;

б) гостинец;

в) красный угол;

г) светлица.

Команда № 2

В переводе слово «декор» означает:

а) орнамент;

б) украшение;

в) искусство;

г) роспись.

 

Конкурс № 4 «Конкурс капитанов».

Примечание. Каждый правильный ответ капитана приносит его команде 1 очко.

1. Как называется дощечка для смешивания кра­сок? (Палитра)

2. Как называется картина, на которой изображён морской пейзаж? (Марина)

3. Как называется композиция из цветных стёкол, пропускающая свет? (Витраж)

4. Номер самой тонкой кисти. (№ 1)

5. Что означает слово «натюрморт»? («Мёртвая природа»)

6. Назовите три составных цвета. (Фиолетовый, оранжевый, зелёный)

7. Назовите три холодных цвета. (Синий, фиолето­вый, голубой и т. д.)

8. Назовите три тёплых цвета. (Красный, жёлтый, оранжевый и т. д.)

9. Изображение человека — это... (портрет).

10. Самый древний жанр изобразительного искус­ства. (Анималистический, анималистика)

11. Назовите ахроматические цвета. (Белый, серый, чёрный)

12. Создание изображения из разноцветных кусоч­ков бумаги, ткани и других материалов мето­дом наклеивания на основу. (Аппликация)

13. Назовите виды изобразительного искусства. (Архитектура, скульптура, графика, живопись, фо­тоискусство).

 

Конкурс № 5 «День рождения Буратино»

Учитель. В этом учебном году мы отмечали дни рождения многих литературных героев.

Об одном из них говорится в следующей за­гадке:

 

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный...

Кто же это?.. (Буратино).

 

Ребята! Этот портрет художник не успел за­кончить.

Какого элемента не хватает? (Носа)

Правильно! Сейчас мы поставим недостающий элемент, а именно — нос Буратино. Но делать это придётся с завязанными глазами.

Дети с завязанными глазами пытаются поставить нос в нужное место.

 

Конкурс № 6 «Весёлые пазлы»

Учитель. Следующий литературный герой, день рождения которого мы тоже отмечали в этом году, зашифрован в загадке:

 

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин — мальчик Робин

И приятель — Пятачок.

Для него прогулка — праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник —

Медвежонок... (Винни-Пух).

 

В этой игре участвует вся команда. Необходимо собрать картинку с изображением одного из героев сказки. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

 

Конкурс № 7 «Весёлые старты».

Учитель. Ещё один литературный герой, ко­торого вы лепили и рисовали, зашифрован в следу­ющей загадке:

 

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной,

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно Он зовётся... (Чиполино).

 

Один из участников команды рисует Чиполино с завязанными глазами, а остальные ему подсказывают.

 

Конкурс № 8 «Отгадай слово».

Необходимо составить слово из набора букв (на карточке). Побеждает команда, которая сделает это первой.

 

Команда № 1

ВОЧОВТЕРСТ

Ответ: ТВОРЧЕСТВО.

 

Команда № 2

СИВСОКУСТ

Ответ: ИСКУССТВО.

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Слово учителя

- Дорогие гости, ребята! Вот и подошло к кон­цу наше занятие. Все вы достойно продемонстри­ровали свои знания и умение работать в команде. Поздравляю вас с успешным окончанием учебного года, желаю хорошо отдохнуть летом и жду на пе­рекличку 30 августа!

 

Подведение итогов, награждение.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Азаров Ю. П. Игра и труд. — М. : Знание, 1973.

2. Шмаков С. А. Культура — досуг — ребёнок. — М., 1994.

 

Интернет-ресурсы

prazdnichnyymir.ru/prazdnik-skazok/6355/zagadki-pro-vinni-puha-i-ego-druzei

www.psi.lib.ru/detsad/szs/zagadki.htm

zagadka.pro/team-5.html

 

Научно-методический журнал «Искусство. ВСЁ для учителя!»
№5(29) май 2014
Стр.28-30