"Школа искусств – назад в будущее?" К реализации Федерального закона № 145-ФЗ

Домогацкая И.Е.

Обновление российского законодательства об образовании, которого так долго ждала культурная общественность, − свершилось. В материале приведен разбор внесенных изменений, описан пошаговый алгоритм действий руководства детских школ искусств по введению федеральных государственных требований к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам.

17 июня 2011 г. был принят Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании”». Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств (далее – ДШИ), который устанавливает границу между ДШИ и другими образовательными учреждениями дополнительного образования детей.

Долгие годы ДШИ функционировали в системе дополнительного образования детей вместе с центрами, домами творчества и станциями юных техников. Но все же им удалось сохранить особое доверие общества к себе как к первой ступени профессионального образования в сфере культуры и искусства. Но сохранить школы как уникальную образовательную систему удалось только благодаря огромному запасу прочности, накопленному ДШИ за столетний период становления и развития.

ВЫНОС В ТЕКСТЕ

При разработке Закона РФ “Об образовании”[1] в нем не нашлось места детским школам искусств: они растворились во внешкольном образовании, призванном организовывать содержательный досуг детей.

Министерство образования РФ, а затем Министерство образования и науки РФ, к которому перешли полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовании вообще и в образовании в сфере культуры и искусства, в частности, “не видели” ДШИ. Отсутствие в разрабатываемых документах упоминаний о ДШИ объяснялось “технической ошибкой”. Особенно ярким примером таких “неточностей” являются так называемые СанПиНы, т. е. санитарные правила и нормы для учреждений дополнительного образования детей, разработанные в 2003 г. и действующие до сих пор. В них школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств не представлено. Само название документа говорит о его содержании: “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 для детских внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования)” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.). В результате действия данного нормативного акта проверяющие требуют от школ искусств значительно сократить учебные планы, как не соответствующие объемам времени, разрешенным СанПиНами для внешкольных учреждений. Кроме того, СанПиНы разрешают только получасовые индивидуальные занятия. Совсершенно очевидно, что при выполнении таких норм невозможно подготовить музыканта к поступлению в профессиональное учебное заведение.

ВЫНОС НА ПОЛЯ: В СанПиН не представлено школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств, что вызывает проблемы при проверках ДШИ

Исходя из этого, можно было сделать вывод, что государство не заинтересовано в обучении юных музыкантов, танцоров, художников, дополнительное образование в любой момент могло лишиться государственной поддержки и лечь на плечи родителей. Чтобы доказать, что это не так, и сохранить свой статус и программы, ДШИ начали борьбу за выживание. В 2011 г. благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры РФ школам искусств наконец-то определили статус, достойных их миссии, − предпрофессиональное образование. Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Разберемся по порядку, каков смысл внесенных изменений и механизм их внедрения на практике.

Суть изменений в закон “Об образовании”

В статью 9 Закона “Об образовании” добавлен пятый вид образовательных программ. Закон № 145-ФЗ внес изменения в одну из “священных” статей закона “Об образовании”, посвященную основе основ – образовательным программам. К четырем видам образовательных программ: общеобразовательным основным, общеобразовательным дополнительным, профессиональным основным, профессиональным дополнительным – был добавлен пятый, как разновидность общеобразовательных дополнительных. Этим пятым видом стали дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Введение в законодательство нового понятия − предпрофессиональные программы – вызвало вопросы у педагогического сообщества: значит ли это, что все учащиеся детской школы искусств должны готовиться к поступлению в профессиональные учебные заведения? Должна ли школа искусств выполнять “стопроцентный план” по поступлению выпускников в профессиональные учебные заведения?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к истории школы, вспомнить, для чего в начале ХХ в. Императорским русским музыкальным обществом повсеместно в России создавались музыкальные классы, как развивало школьную систему Советское государство.

Школьная система создавалась как культурная “питательная среда” для поиска и развития талантливых и одаренных детей. Талантливые и одаренные ученики пополняли ряды профессионалов, менее талантливые и не очень способные становились любителями, заполняли концертные и выставочные залы, театры, музеи.

Для того, чтобы выполнялись задачи, поставленные перед школами искусств, для ДШИ были разработаны учебные планы по образу и подобию учебных планов в профессиональном образовании – с необходимым комплексом предметов, промежуточной и итоговой аттестацией, требованиями к выпускнику, графиком учебного процесса.

ВЫНОС В ТЕКСТЕ

Изменения в законодательство возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию “предпрофессиональное образование”.

Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, “отобранных” при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения. В этой ситуации невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников ДШИ в профессиональные учебные заведения. ДШИ нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%[2]), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

ВЫНОС НА ПОЛЯ: Обеспечение поступления всех учащихся в профессиональные учебные заведения не входит в задачи ДШИ.

Сложность ситуации для руководителей и преподавателей заключается в том, что за последние 20 лет школа искусств находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, “сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школам искусств пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат “всему понемногу”. В школьное образование все активнее внедряется обучение игре на синтезаторе, иногда – взамен фортепианным классам. Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации ДШИ должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательство об образовании.

 

Как внедрить новшества

Принципы создания новых программ

Механизмом внедрения нового должны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, которые разработало Министерство культуры РФ. Статья 9 Закона РФ “Об образовании” дополнена пунктом 9.1.: “К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования”.

ВЫНОС НА ПОЛЯ: Механизмом внедрения новшеств должны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, разработанные Министерством культуры РФ.

Здесь необходимо разобраться, каковы основные принципы, заложенные в федеральных государственных требованиях, и какие основные изменения они внесут в образовательный процесс детских школ искусств.

Основной принцип – преемственность новых программ по отношению к действующим примерным и типовым учебным планам 1980-х и 1990-х гг. и учебным планам 2000-х гг. При этом основные изменения касаются:

■ направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе
“Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы” (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам);

■ сроков обучения (вместо 3-х, 4-х, 5-ти, 7-летних сроков обучения вводятся 8-летние сроки для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет, и 5-летние – для детей, поступающих в ДШИ в возрасте 10-12 лет);

■ введения дополнительного (9-го или 6-го) года обучения в целях продления предпрофессиональной программы для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения, где прием осуществляется на базе данных уровней общего образования[3];

■ новой структуры учебных планов, которые делятся на разделы: обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация;

■ введения в учебный план раздела “Вариативная часть” вместо “Предмета по выбору”. Вариативную часть образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно в объеме до 20% от объема времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся;

■ нормирования часов самостоятельной работы обучающихся, объем которой определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также с учетом параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объема активного времени суток.

ВЫНОС НА ПОЛЯ: Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает вариативную часть учебного плана в объеме до 20% от объема времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся.

Кроме того, федеральные государственные требования разработаны с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области того или иного вида искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствующей области искусства.

ВЫНОС В ТЕКСТЕ

Федеральные государственные требования дают школе искусств право на реализацию предпрофессиональных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам.

Руководству и педагогическому коллективу ДШИ необходимо составить краткий перечень нововведений. Для того, чтобы запланированные нововведения были успешно внедрены, целесообразно учитывать ряд факторов:

1) возможности школы искусств по обеспечению реализации предпрофессиональных программ: достаточную материально-техническую базу, кадровый потенциал;

2) формирование контингента обучающихся по предпрофессиональной образовательной программе с учетом формирования государственного (муниципального) задания;

3) особую ответственность школы искусств за сохранность контингента. Показателем результативности работы школы становится ее выпускник (в т. ч. количество выпускников по отношению к количеству поступивших);

4) точное выполнение учебного плана.

Инструкция для руководителя ДШИ

Остановимся на том, какие действия (по шагам) должен предпринять руководитель ДШИ при введении федеральных государственных требований, и какие проблемы могут встать на этом пути.

1. Проанализировать возможности школы в части реализации предпрофессиональных программ. Необходимо проанализировать на перспективу достаточность учебных помещений с учетом увеличения сроков обучения и введением новых обязательных предметов (например, таких, как предмет “слушание музыки”, который вошел в обязательную часть образовательных программ в области музыкального искусства). Возможно, не все программы ДШИ изменят свой статус и станут предпрофессиональными, так как ДШИ не сможет создать условия, необходимые для их реализации. В таком случае часть программ может сохранить статус дополнительных общеобразовательных, и ДШИ сможет реализовывать два вида дополнительных программ.

2. Разработать программу управления образовательным процессом в период действия двух видов образовательных программ – предпрофессиональных дополнительных (“новых”) и дополнительных (“старых”). Это сложная по содержанию и по технике выполнения задача, так как предпрофессиональные программы, даже в случае перехода ДШИ полностью на новые программы, будут постепенно “заполнять” образовательное пространство школы (от 1-го класса – и далее).

3. Подготовить новые программы к лицензированию. Для того, чтобы объявить набор на предпрофессиональные программы, нужно получить разрешение – лицензию. Подготовка к лицензированию – это разработка дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы образовательного учреждения. Данная программа должна содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

3) учебный план;

4) график учебного процесса;

5) программы учебных предметов;

6) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы обучающимися;

7) программу художественно-творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Образовательная программа учреждения разрабатывается на основе федеральных государственных требований, примерных учебных планов и примерных графиков учебного процесса.

4. Подготовить прием детей в 1-й класс. Необходимо разработать цикл мероприятий по привлечению детей к поступлению в детскую школу искусств. Подготовить прием – значит обеспечить конкурсную ситуацию для того, чтобы выявить наиболее способных, мотивированных, готовых к освоению новых программ.

5. Обновить базу локальных документов школы: устав, порядок приема, положение о промежуточной и итоговой аттестации, правила внутреннего распорядка для обучающихся; разработать новые локальные акты: положение о дополнительном приеме, порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую, положение о сокращенной форме обучения, порядок применения индивидуальных учебных планов и др.

Долгожданное преобразование российского законодательства, о котором столько лет “твердило” все культурное сообщество, – свершилось. Настало время решительных действий со стороны ДШИ и их учредителей. Процесс, через который предстоит пройти школам искусств, – труден, так как требует перестройки мировоззрения многих руководителей и преподавателей. На это нужно время, а его практически нет. Кроме того, школам необходимо полное финансирование новых программ, ведь изменения законодательства носят характер государственного заказа, для исполнения которого нужны гарантии его финансового обеспечения. Понимание данных процессов чрезвычайно важно для успешности реализации нового законодательства.


[1] См. Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1.
[2] Пункт 2 распоряжения Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063 “О социальных нормативах и нормах” (в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р и от от 13.07.2007 № 923-Р).
[3] Пункт 4 ст. 17 Закона РФ “Об образовании”.

Источник: www.cultmanager.ru

Ссылка на статью по данной теме.