И помнит мир спасенный

"И помнит мир спасенный", Данциг М.В.
Автор: 
Техника: 
масло
Основа: 
холст
Размеры, см: 
350х700

75 лет назад, 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Так завершилась Вторая мировая война – самая страшная, самая масштабная война в истории человечества. Несмотря на приводимые историками цифры, очевидно одно - количество страданий, болезней и смертей, принесенных этой войной, не поддается описанию.

Но испытанное в те годы потрясение нашло отражение в многочисленных произведениях изобразительного искусства, музыки и литературы. Одни произведения высмеивали врага, подбадривая солдат, другие укрепляли их веру в отчизну, а третьи – в истошном крике выражали боль, которую довелось испытать не только военным, но также их матерям, женам и детям.

Монументальное полотно «И помнит мир спасённый…», созданное спустя 40 лет после окончания войны белорусским художником Маем Данцигом, предлагает зрителю совсем иное прочтение военной тематики. Война в картине Данцига предстает как вихрь, стремительный водоворот борьбы и отчаяния, который разбивается о явленную в «коконе» фигуру матери, держащей на руках дитя.

Обращение к образу Сикстинской Мадонны здесь неслучайно – Данциг напоминает нам о маленьком чуде, которое произошло в годы Второй мировой войны. В январе 1945 года «Сикстинская Мадонна», как и другие картины Дрезденской галереи, позже серьезно пострадавшей во время бомбардировки, предусмотрительно была спрятана в товарном вагоне заброшенного поезда. В мае того же года шедевр Рафаэля обнаружили советские солдаты, позже картина была передана в Пушкинский музей, где и находилась до 1955 года вплоть до триумфального возвращения в ГДР.

Благодаря своей удивительной судьбе «Сикстинская Мадонна» в XX столетии стала символом Возрождения совсем иного порядка – возрождения к жизни после пребывания в самом страшном месте, о котором и по сей день говорить очень трудно. Василий Гроссман писал: «Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке…». Внедряя образ Сикстинской Мадонны в композиционный центр своего полотна, Май Данциг утверждал: «Она [Мадонна] — смысл того, что советские воины освободили мир, спасли саму жизнь и культуру человечества от фашизма».