«Фронтовая дорога», 1944

"«Фронтовая дорога», 1944", Юрий Пименов

Юрий Пименов «Фронтовая дорога», 1944
Собрание Государственного русского музея, Санкт-Петербург

Написанная за год до окончания войны картина Юрия Пименова «Фронтовая дорога», вероятно, может показаться вам очень знакомой: ведь её построение в точности повторяет композицию картины «Новая Москва», созданной Пименовым еще до войны, в 1937 году. Та работа Юрия Ивановича вмиг стала символом новой эпохи: свежая, умытая летним дождем красавица Москва в ней очень созвучна образу юной девушки, управляющей легковым автомобилем. Рисунок на платье, гвоздики в боковом ветряке, звенящий воздух и яркие краски города – все здесь сливается в оптимистичном гимне новой счастливой жизни.

Повторяющая излюбленную композицию Пименова картина «Фронтовая дорога» словно продолжает это стремительное движение вперед, только теперь уже в новых условиях. Вместо широкого проспекта – изрытая колесами зимняя дорога с разбитой техникой на обочине, вместо шумного города – руины домов, а вместо легкого платья героини – грубый военный полушубок. Путь к беззаботному светлому будущему вынужденно сменяется движением в оглушающую пустоту, и этот контраст между привычной композицией, которая отсылает к образам счастливой жизни, и удручающим видом разрушенного города, оказывает на зрителя наиболее сильное впечатление.

Очень важно, что на этой картине история прекрасной незнакомки, которую мы привыкли воспринимать со спины, не обрывается – спустя 16 лет Юрий Пименов вновь написал её образ, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Юрий Иванович рассказывал: «Когда я начал работу над картиной, я особенно ясно увидел, как выросла Москва за последние годы. И мне захотелось написать не просто повторение, а по существу новую картину о своём прекрасном городе Москве в 1960 году». И вновь на картине, как и в довоенное время, - быстрый бег автомобиля, толпы прохожих и яркие краски. Но главное – надежда. На то, что никогда больше эти виды не сменятся видами с фронтовой дороги.