Жила-была «художка»

Жила-была «художка»

Сегодня каждый родитель не только желает знать, как сделать своё любимое чадо самым образованным, но и стремится привить ему чувство вкуса, умение ориентироваться в культур­ном пространстве и разбираться в искусстве. Однако мало кто знает, как это самое культурное пространство живет-почивает в наше сложное время.

Уже доказано, что дети, обучающиеся сразу в не­скольких школах и сту­диях, более ответственно, чем их незанятые сверстники, отно­сятся к своему времени, умело планируют день и правильно расставляют приоритеты. В жизни таких девчонок и маль­чишек нет места всякой беспо­лезности. Эти ребятишки, как правило, лишены комплексов неполноценности, потому что реализовывают себя. Они не просто участники, они - побе­дители, лауреаты региональ­ных, общероссийских и даже международных конкурсов и фестивалей. Но всех этих высот могло бы и не быть никогда. Если бы рядом с учениками тер­нистый путь падений и взлётов не проходили их учителя. Между тем культура и учреждения дополнительного образования, в большей степени финансово обескровлены. Это проблема всего нашего государства. Как правило, на «доброе, вечное» выделяют крохи. Поразительно, но они выживают. Как? Об этом в нашем новом проекте. Первая площадка - Железногорская художественная школа.

Если театр начинает с вешал­ки гардероба, то наша художе­ственная - с подготовительного класса. Вообще учеников худо­жественной сразу отличишь от других детей. Главное - особый умный взгляд, искрящийся и располагающий.

Этим деткам в их 6-7 лет интересно всё: и рисовать, и лепить, и клеить аппликации. Важен сам процесс. Пусть и получается не сразу. Ребятня уже вовсю сыплет сложной и специфической терминологией художников. Ох, как им нравятся эти игры интеллекта! Вот вы, например, знаете, что такое граттаж? А они знают - воскография.

Говорят, дети не усидчивы. Но это не про учеников художки. Они складывают настоящие шедевры оригами, что требует особого терпения. А еще клеят из бумаги разные фигуры. Маль­чишки гордо хвалятся, что дела­ли на конкурс даже спутники - в миниатюре, конечно.

Любимая учительница ма­лышей - Светлана Сурина, педагог отделения раннего художественно-эстетического развития и подготовительного класса. Это она научила бывших маленьких неумех создавать красоту и дарить её миру. По­сле окончания Красноярской архитектурно-строительной академии в 1999 году Светлана Сурина устроилась педагогом в художественную школу и ни разу об этом не пожалела:

- Это здорово работать с ма­лышами! Ну как можно их не любить, - говорит она.- Детки все хорошие и талантливые. Трудновато только первый год, когда мы с ними начинаем зна­комиться. А потом - получаешь удовольствие! Просто с каждым ребёнком нужно уметь найти общий язык. Не заставлять, а заинтересовывать, развивать его способности. Есть, например, детки, которые по природе торо­пятся. Приходится придумывать всякие хитрости, чтобы тормо­зить их, но при этом удерживать внимание, чтобы ребёнок инте­рес не потерял.

Успехи учеников - показатель качества работы педагога. Поч­ти все воспитанники Светланы Суриной, несмотря на то, что в художке только второй год, уже участники и призёры многих конкурсов. Последний - эколо­гический - проходил в Японии. А недавно отправили работы на другой международный фе­стиваль - в Сочи на «Волну фантазии».

От Светланы Суриной дети не уходят, ну если только не уезжают в другой город. И к окончанию подготовительного отделения владеют многими художественными техниками. Вот показывают, как начали готовиться к Пасхе. В большой коробке аккуратно сложены пока ещё недоделанные пасхальные натюрморты. Тут вам и раскрашенные яйца, и куличи, причём объединённые в одной композиции. Почти натураль­ные... но из пластилина.

Глядя на Светлану Сурину, ду­маешь: счастливый человек! Ни ремонта ей не надо в классе, ни разрисованные детьми жалюзи на окнах не смущают, ни старые допотопные шкафы. Учителя художественной - особый пласт интеллигенции. Они выше всего того, что мы называем матери­альными благами. И даже за ко­пейки готовы сеять прекрасное в души детей. Сказать, какая у этих альтруистов-фанатов зарплата? Десять-пятнадцать тысяч рублей. И никакой тебе личной жизни. Работе преподаватели художки, как правило, приносят самую большую жертву - свою семью.

Ключевые дисциплины худо­жественной школы - живопись, рисунок, композиция и скульп­тура. Есть и декоративно-прикладные отделения - например, керамика или ещё круче - гобе­лен. Плетению из обычных вя­зальных ниток целых монумен­тальных полотен, художку нау­чил бывший директор Леонид Маркелов. Он даже специально ездил за пределы Железногор­ска и осваивал это искусство самостоятельно у настоящих мастеров. Из-за тяжелой бо­лезни Леонид Александрович рано ушёл из жизни. Однако его начинания не пропали зря.

Вообще наша художественная школа - поразительное место. Кто бы мог подумать, что класс академической скульптуры ве­дёт здесь известный красно­ярский скульптор Владимир Гирич, член «Союза художни­ков России», автор известного памятника Андрею Дубенскому в краевом центре. В закрытый город легендарный скульптор приезжает ровно четыре раза в неделю специально для того, чтобы поделиться с юными талантами своими секретами. И на всё про всё ему отведено скромное пространство - ка­бинет «четыре на четыре», где размещается мастерская. И чуть побольше - классная аудитория.

Но, несмотря на миниатюр­ность, мастерская скульптуры притягивает. Здесь происходит сложный процесс «формовки работ». На простом языке так говорят о рождении скульпту­ры, которую сначала отливают в форму.

Знания, которые ученики худо­жественной школы получают от скульптора Гирича - академиче­ские. Его выпускница Кристина Анищенко после окончания художественной школы сразу же поступила в самый престижный художественный ВУЗ страны - в Санкт-Петербургский госу­дарственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. А ведь для того, чтобы стать студентом «Репинки», нужно, как минимум, окончить худо­жественное училище.

Вообще о своих учениках в художке вспоминают с но­стальгией. Гордиться есть кем. Покоряют даже просторы США, как, например, выпускница 1986 года, а ныне ювелир в Сан-Франциско Наталья Олешкевич. Своих воспитанников учителя никогда не называют «бывшие». Только «наши»: наш Вася Аникин, ставший сту­дентом Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Наша Юля Клопова, ныне член «Союза ху­дожников России», окончившая Санкт-Петербургскую государ­ственную художествено-промышленную академию имени А.Л. Штиглица и оставшаяся там преподавать. Наша Саша Опенько, студентка Санкт-Петербурского государственно­го университета технологии и дизайна, института дизайна костюма. Список выдающихся и отличившихся выпускников огромный. Но за все эти особые заслуги доплаты у педагогов художки не предусмотрено.

Директор художественной школы Анна Микрюкова сетует: хочется, чтобы «показатель доводимости до выпуска был выше». Сейчас он составляет около 70%. Так учителя худож­ки называют отсев по время обучения в учреждении. Но, со­гласитесь, в том, что некоторые дети не дотягивают до финиша, в меньшей степени виноваты педагоги школы. Тут уж можно и лоб разбить, если учёба нужна не ребёнку, а его родителям.

- С этого года мы будем на­бирать в школу по результатам экзамена, - рассказывает Анна Васильев­на. - Станем смотреть, есть ли у ребёнка задатки к творчеству, чувствует ли он цвет. Уже разра­ботаны критерии оценки. Сейчас в ДХШ обучается примерно тысяча детей. Про­шлой осенью набрали экспе­риментальный класс профпод­готовки. Эти ребята первыми сдавали экзамен, дабы стать учениками художественной школы. Теперь их называют «станковисты». Они будут пять лет осваивать предпрофессиональную образовательную программу «Живопись», а по окончании курса сдадут выпускной экзамен. Уже сейчас многие из них говорят, что в будущем станут худож­никами.

- Мы реализуем несколько учебных программ, - рассказы­вает Анна Микрюкова. - Нужно прививать детям вкус и любовь к красоте. Наши ученики никогда не скучают. У них всегда в руках дело. Легко могут и смастерить что-то из песка или снега. Они всегда преобразуют мир, делают его лучше. Таких людей должно быть много.

Преподаватели школы - не только педагоги, но и постоян­но практикующие художники. У каждого за спиной не одна персональная выставка. Самые старейшие - это костяк школы. Они здесь со дня основания учреждения. В их числе и дирек­тор Анна Микрюкова, и первый руководитель школы Сергей Карбушев, и учитель керамики Евгения Кокурина. Преподава­тельский состав художественной уважают и за пределами города. Поэтому на все конкурсы наши дети ездят по приглашению принимающей стороны. Один из свежих примеров - участие в конкурсе в Гонконге. Воспитан­ники городской художественной школы постоянные участники и победители регионального этапа конкурса «Дельфийские игры России».

- Главное, без чего не может быть учителя художественной школы - это без огромной люб­ви к детям, - признается Анна Микрюкова - Такого человека сразу видно по блеску в глазах, его доброму отношению к ребя­тишкам.

По словам Анны Васильев­ны, проблемы с кадрами в художке не было никогда. На работу никто никого калачом не заманивает. Штат учреждения заполнен. Кадровой текучки нет. Да ещё и список очередников существует, их Анна Васильев­на рассматривает в будущем как кандидатов при приёме на работу в школу. И это при очень скромной зарплате. В родные пенаты всё чаще возвращаются выпускники художественной. Сейчас там трудится уже третье поколение - самые молодые педагоги школы, воспитанные на любви своих учителей и теперь дарящие ученикам свою любовь.

Ирина Сергиенко.
«Сегодняшняя газета» 18.04.2013 г.