Кукольный мир Юлии Курило

Кукольный мир Юлии Курило

Она - и сапожник, и портной, и художник, и скульптор. А в общем знаменателе - кукольник. Почти пять лет препода­ватель железногорской художественной школы Юлия Ку­рило занимается изготовлением авторской куклы. За эти годы увлечение переросло в нечто большее, чем просто хобби. Ведь мастеров-кукольников, владеющих ориги­нальными техниками, во всём мире можно по пальцам сосчитать.

Назвать творения Юлии Курило куклами язык не поворачивается. Скорее, это произведения ис­кусства. Каждое детище ху­дожницы - законченный образ с детальными проработками. Даже поразительно, насколько точно переданы эмоции, как качественно и со вкусом сшиты одежда и обувь - всё в миниа­тюре. При этом, в буквальном смысле до кончиков пальцев, у каждого шедевра выдержан стиль. Императрица Елизавета по-царски шикарна и величе­ственно горда, Дриада - мисти­чески загадочна, а Художница - вдохновенно задумчива. И все они, кажется, вот-вот оживут. Такой эффект создаёт матери­ал, из которого они сделаны и который дал название самой технике исполнения - Ливинг Долл. Полимерный пластик сегодня лидер в профессиональном творчестве кукольников всего мира. Он точно передаёт цвет кожи, а благодаря своей природной гибкости отличается превосходными свойствами, так необходимыми художнику для лепки самых мелких деталей. После запекания приобретает хорошую прочность, что позво­ляет на долгие годы сохранить в первозданной красоте произ­ведение мастера.

Не детища, но детки

Чтобы понять, на какой такой творческой волне живут масте­ра кукол, пришлось погостить на самых разных сайтах, благо Всемирная паутина даёт такую возможность. И вот что инте­ресно. Ни один из кукольников не говорит о своих творениях как о товаре. Знаете, как в этой среде называют кукол? Детки. Это может быть мальчик или девочка. Создатели непременно дают им имена, и даже день, месяц и год появления на свет пишут. Более того - на каждого своего «ребёночка» заводят свидетельство о рождении. Кстати, первой, кто предложил идею «центров усыновления» стала американка Ли Миддлтон, в последствии основавшая свою кукольную индустрию. В том числе с её подачи кукол и теперь не покупают. Их удочеряют или усыновляют. Скажите, что эти фанаты сумасшедшие?! Да, нет, они - поистине увлечённые люди, которые сильно отлича­ются от нас с вами и которые в меньшей степени живут хлебом насущным. Некоторые кукольни­ки пошли намного дальше своих современников и, чтобы вдох­нуть жизнь в своих мальчиков и девочек, даже зашивают в них маленькие сердечки.

У железногорской кукольницы Юлии Курило таких «деток» на­берётся с десяток точно. Сама мастер говорит, что всех своих кукол она любит безумно. И кто бы мог подумать, что её кукольная эпопея начнётся так неожиданно, причём даже для самой художницы. Вот уж точно на роду ей написано было, что дело её рук - это куклы. В 1997 году она закончила строитель­ное отделение Красноярской государственной архитектурной академии и, наверное, могла бы стать прекрасным и высо­кооплачиваемым дизайнером интерьера или архитектором. Но выбрала другой путь и прями­ком направилась на копеечную зарплату в городской кукольный театр художником-бутафором.

- Кукол я делать, конечно, не умела, - рассказывает Юлия Курило, - но у меня были пре­красные учителя. В «Золотом Ключике» я многому научилась: и в цехе шила, и каркасы делала для кукол, и маски, и туловища. Одним оловом, получила основы знаний. Уже тогда почувство­вала, что есть нечто большее и значимое, чем одно только зарабатывание денег.

Однажды, возвращаясь с работы, встретила Юлия свою давнюю подругу, которая спе­шила на курсы по изготовлению авторской куклы. Приятельница предложила пойти с ней, на что Курило рассмеялась: мол, да я сама тебя могу научить кукол делать. Но из любопытства всё-таки отправилась в мастерскую Алёны Бондаревой. Было это в 2009 году, и с тех пор Юлия Курило со своей наставницей больше не расставалась. А вот подруга, которая затащила Юлию на эти мастер-классы, вскоре забросила занятия, не «заболела» куклами, но «зараз­ила» Курило...

Вопреки законам жанра

Свою первую авторскую куклу Юлия сделала под руководством и при участии учителя. Ну, а как же ещё-то, ведь всё приходилось постигать по ходу. Феноменаль­но, что свою Художницу Курило лепила даже без эскиза. Что в среде художников не принято и считается нарушением канонов.

Первый «блин» Юлии Курило не получился комом, вопреки народной мудрости. Свою рабо­ту начинающий мастер назвала «Вдохновение». К её созданий она привлекла даже собствен­ного супруга, технаря по обра­зованию. Он вырезал мольберт для куклы Художницы. С этого момента муж перестал смеяться над увлечением жены и больше не говорил всем, что «мама всё ещё в куколки играет».

Со своей Художницей Юлия Курило вскоре поехала на пер­вую и сразу международную выставку в Новосибирск, где получила специальную Премию «Дебют».

Следующая кукла была для души. Певицу Мадонну Юлия лепила месяца три. Чтобы до­биться портретного сходства, обложилась фотографиями в анфас и профиль, изучала стиль звезды, её вкусы в одежде и излюбленные образы. Это была стопроцентная самосто­ятельность. А когда показала результат своему руководите­лю мастерской, та ужаснулась некоторым деталям, но в целом похвалила. За смелость и дер­зость воплощения.

- Приходилось все материалы подбирать самой, - говорит ху­дожница. - Ведь найти подходя­щую ткань, кружево для платья не просто. Фактура должна отвечать работе в миниатюре. Иначе смотреться образ будет нелепо и грубо. Сложности начинаются, когда собираешь детали куклы воедино. Порой приходится многое переделывать, всё за­ново разбирать по частям и это, пожалуй, самое неприятное.

Не дать себе умереть!

Железногорская кукольница пробует себя в разных жанрах. И материалы выбирает разные. На одном из конкурсов ей выпало по жребию лепить куклу, пред­ставляющую Украину. И Юлия, не задумываясь, принялась создавать Ганну из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И не побоялась взять незнакомый доселе ей самозатвердевающий пластик. Получился почти шедевр. По количеству деталей Ганна, пожалуй, самая сложная. Маки в плетеном венке на голо­ве, бусы на шее, национальный костюм с кружевной расшитой жилеткой и даже нанизанный бисер на шнуровке сапог - всё это мастер делала вручную. По итогам конкурса работу из Железногорска особо отметили. После был конкурс в Краснояр­ске, куда Юлия Курило повезла новое творение - Дриаду. Ку­клам железногорской художни­цы просто суждено рождаться звёздами. Потому, что в каждую из них Юля вкладывает душу. И расстаться со своими «детками» она никак не может.

Иногда достаю свои работы и думаю: может, продать? - го­ворит Юлия. - Но потом сердце щемит. Нет, не могу и всё. Да еще и родные мои наступают, мол, это наши куколки, теперь даже не думай. Я главное поня­ла, что это моя ниша. И если я не буду это делать, я просто умру.

Сегодня Юлия Курило один из востребованных художников-кукольников. Делает немало кукол на заказ. А её последнюю куклу точную копию Майкла Джексона - хотел купить даже коллекционер из США. Да толь­ко опять родные встали на за­щиту и «усыновили» очередное творение.

- С этой куклой прямо мисти­ческий эпизод связан, - расска­зывает Юлия. - Джексон понача­лу у меня совсем не получался. И вот сижу я ночью, делаю его лицо и говорю: «Ну, может, ты мне уже поможешь наконец». И знаете, с этого момента всё пошло как по маслу. А ещё я заметила одну закономерность: все куклы похожи лицом на того, кто их делает.

Авторские куклы - удоволь­ствие не из дешёвых. Ведь цены на расходные материалы «куса­ются». При этом многое прихо­дится выписывать по интернету: специальные стеклянные глаза, ресницы, натуральные волосы из шерсти ламы и ангорской козы, ткани, кружева, бисер. А ниток так и вовсе километры уходят. Сколько пришлось поси­деть над жакетиком Джексона, чтобы так реалистично и искусно расшить его!

А потому ценники на выходе у таких куколок не шуточные. Начальная стоимость самой дешёвой и менее затратной - 15 тысяч рублей. Есть и та­кие штучные экземпляры, ко­торые оцениваются в сотни тысяч. Выложить огромные деньги за куклу готовы далеко не все, а только те, кто понимает всё изящество такого эксклю­зива. И это отнюдь не железногорцы. Мы только выращиваем таланты, а продвигает их Боль­шая Земля.

Ирина Сергиенко
Сегодняшняя газета. Красноярск 26.
№ 42 (970) от 24.10.2013г