Жила-была «художка»
Сегодня каждый родитель не только желает знать, как сделать своё любимое чадо самым образованным, но и стремится привить ему чувство вкуса, умение ориентироваться в культурном пространстве и разбираться в искусстве. Однако мало кто знает, как это самое культурное пространство живет-почивает в наше сложное время.
Уже доказано, что дети, обучающиеся сразу в нескольких школах и студиях, более ответственно, чем их незанятые сверстники, относятся к своему времени, умело планируют день и правильно расставляют приоритеты. В жизни таких девчонок и мальчишек нет места всякой бесполезности. Эти ребятишки, как правило, лишены комплексов неполноценности, потому что реализовывают себя. Они не просто участники, они - победители, лауреаты региональных, общероссийских и даже международных конкурсов и фестивалей. Но всех этих высот могло бы и не быть никогда. Если бы рядом с учениками тернистый путь падений и взлётов не проходили их учителя. Между тем культура и учреждения дополнительного образования, в большей степени финансово обескровлены. Это проблема всего нашего государства. Как правило, на «доброе, вечное» выделяют крохи. Поразительно, но они выживают. Как? Об этом в нашем новом проекте. Первая площадка - Железногорская художественная школа.
Если театр начинает с вешалки гардероба, то наша художественная - с подготовительного класса. Вообще учеников художественной сразу отличишь от других детей. Главное - особый умный взгляд, искрящийся и располагающий.
Этим деткам в их 6-7 лет интересно всё: и рисовать, и лепить, и клеить аппликации. Важен сам процесс. Пусть и получается не сразу. Ребятня уже вовсю сыплет сложной и специфической терминологией художников. Ох, как им нравятся эти игры интеллекта! Вот вы, например, знаете, что такое граттаж? А они знают - воскография.
Говорят, дети не усидчивы. Но это не про учеников художки. Они складывают настоящие шедевры оригами, что требует особого терпения. А еще клеят из бумаги разные фигуры. Мальчишки гордо хвалятся, что делали на конкурс даже спутники - в миниатюре, конечно.
Любимая учительница малышей - Светлана Сурина, педагог отделения раннего художественно-эстетического развития и подготовительного класса. Это она научила бывших маленьких неумех создавать красоту и дарить её миру. После окончания Красноярской архитектурно-строительной академии в 1999 году Светлана Сурина устроилась педагогом в художественную школу и ни разу об этом не пожалела:
- Это здорово работать с малышами! Ну как можно их не любить, - говорит она.- Детки все хорошие и талантливые. Трудновато только первый год, когда мы с ними начинаем знакомиться. А потом - получаешь удовольствие! Просто с каждым ребёнком нужно уметь найти общий язык. Не заставлять, а заинтересовывать, развивать его способности. Есть, например, детки, которые по природе торопятся. Приходится придумывать всякие хитрости, чтобы тормозить их, но при этом удерживать внимание, чтобы ребёнок интерес не потерял.
Успехи учеников - показатель качества работы педагога. Почти все воспитанники Светланы Суриной, несмотря на то, что в художке только второй год, уже участники и призёры многих конкурсов. Последний - экологический - проходил в Японии. А недавно отправили работы на другой международный фестиваль - в Сочи на «Волну фантазии».
От Светланы Суриной дети не уходят, ну если только не уезжают в другой город. И к окончанию подготовительного отделения владеют многими художественными техниками. Вот показывают, как начали готовиться к Пасхе. В большой коробке аккуратно сложены пока ещё недоделанные пасхальные натюрморты. Тут вам и раскрашенные яйца, и куличи, причём объединённые в одной композиции. Почти натуральные... но из пластилина.
Глядя на Светлану Сурину, думаешь: счастливый человек! Ни ремонта ей не надо в классе, ни разрисованные детьми жалюзи на окнах не смущают, ни старые допотопные шкафы. Учителя художественной - особый пласт интеллигенции. Они выше всего того, что мы называем материальными благами. И даже за копейки готовы сеять прекрасное в души детей. Сказать, какая у этих альтруистов-фанатов зарплата? Десять-пятнадцать тысяч рублей. И никакой тебе личной жизни. Работе преподаватели художки, как правило, приносят самую большую жертву - свою семью.
Ключевые дисциплины художественной школы - живопись, рисунок, композиция и скульптура. Есть и декоративно-прикладные отделения - например, керамика или ещё круче - гобелен. Плетению из обычных вязальных ниток целых монументальных полотен, художку научил бывший директор Леонид Маркелов. Он даже специально ездил за пределы Железногорска и осваивал это искусство самостоятельно у настоящих мастеров. Из-за тяжелой болезни Леонид Александрович рано ушёл из жизни. Однако его начинания не пропали зря.
Вообще наша художественная школа - поразительное место. Кто бы мог подумать, что класс академической скульптуры ведёт здесь известный красноярский скульптор Владимир Гирич, член «Союза художников России», автор известного памятника Андрею Дубенскому в краевом центре. В закрытый город легендарный скульптор приезжает ровно четыре раза в неделю специально для того, чтобы поделиться с юными талантами своими секретами. И на всё про всё ему отведено скромное пространство - кабинет «четыре на четыре», где размещается мастерская. И чуть побольше - классная аудитория.
Но, несмотря на миниатюрность, мастерская скульптуры притягивает. Здесь происходит сложный процесс «формовки работ». На простом языке так говорят о рождении скульптуры, которую сначала отливают в форму.
Знания, которые ученики художественной школы получают от скульптора Гирича - академические. Его выпускница Кристина Анищенко после окончания художественной школы сразу же поступила в самый престижный художественный ВУЗ страны - в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. А ведь для того, чтобы стать студентом «Репинки», нужно, как минимум, окончить художественное училище.
Вообще о своих учениках в художке вспоминают с ностальгией. Гордиться есть кем. Покоряют даже просторы США, как, например, выпускница 1986 года, а ныне ювелир в Сан-Франциско Наталья Олешкевич. Своих воспитанников учителя никогда не называют «бывшие». Только «наши»: наш Вася Аникин, ставший студентом Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Наша Юля Клопова, ныне член «Союза художников России», окончившая Санкт-Петербургскую государственную художествено-промышленную академию имени А.Л. Штиглица и оставшаяся там преподавать. Наша Саша Опенько, студентка Санкт-Петербурского государственного университета технологии и дизайна, института дизайна костюма. Список выдающихся и отличившихся выпускников огромный. Но за все эти особые заслуги доплаты у педагогов художки не предусмотрено.
Директор художественной школы Анна Микрюкова сетует: хочется, чтобы «показатель доводимости до выпуска был выше». Сейчас он составляет около 70%. Так учителя художки называют отсев по время обучения в учреждении. Но, согласитесь, в том, что некоторые дети не дотягивают до финиша, в меньшей степени виноваты педагоги школы. Тут уж можно и лоб разбить, если учёба нужна не ребёнку, а его родителям.
- С этого года мы будем набирать в школу по результатам экзамена, - рассказывает Анна Васильевна. - Станем смотреть, есть ли у ребёнка задатки к творчеству, чувствует ли он цвет. Уже разработаны критерии оценки. Сейчас в ДХШ обучается примерно тысяча детей. Прошлой осенью набрали экспериментальный класс профподготовки. Эти ребята первыми сдавали экзамен, дабы стать учениками художественной школы. Теперь их называют «станковисты». Они будут пять лет осваивать предпрофессиональную образовательную программу «Живопись», а по окончании курса сдадут выпускной экзамен. Уже сейчас многие из них говорят, что в будущем станут художниками.
- Мы реализуем несколько учебных программ, - рассказывает Анна Микрюкова. - Нужно прививать детям вкус и любовь к красоте. Наши ученики никогда не скучают. У них всегда в руках дело. Легко могут и смастерить что-то из песка или снега. Они всегда преобразуют мир, делают его лучше. Таких людей должно быть много.
Преподаватели школы - не только педагоги, но и постоянно практикующие художники. У каждого за спиной не одна персональная выставка. Самые старейшие - это костяк школы. Они здесь со дня основания учреждения. В их числе и директор Анна Микрюкова, и первый руководитель школы Сергей Карбушев, и учитель керамики Евгения Кокурина. Преподавательский состав художественной уважают и за пределами города. Поэтому на все конкурсы наши дети ездят по приглашению принимающей стороны. Один из свежих примеров - участие в конкурсе в Гонконге. Воспитанники городской художественной школы постоянные участники и победители регионального этапа конкурса «Дельфийские игры России».
- Главное, без чего не может быть учителя художественной школы - это без огромной любви к детям, - признается Анна Микрюкова - Такого человека сразу видно по блеску в глазах, его доброму отношению к ребятишкам.
По словам Анны Васильевны, проблемы с кадрами в художке не было никогда. На работу никто никого калачом не заманивает. Штат учреждения заполнен. Кадровой текучки нет. Да ещё и список очередников существует, их Анна Васильевна рассматривает в будущем как кандидатов при приёме на работу в школу. И это при очень скромной зарплате. В родные пенаты всё чаще возвращаются выпускники художественной. Сейчас там трудится уже третье поколение - самые молодые педагоги школы, воспитанные на любви своих учителей и теперь дарящие ученикам свою любовь.
Ирина Сергиенко.
«Сегодняшняя газета» 18.04.2013 г.