Взгляд в нереальность

Традиционный «Осенний вернисаж» в ДХШ, только в нынешнем году это выставка одного художника - Александра Сергеевича Морозова. В сентябре преподавателю ДХШ исполнилось бы только 56 лет, но незадолго до этого он ушел из жизни. Внезапно, неожиданно... Скорбят преподаватели, скорбят выпускники школы, учащиеся, скорбят их родители.

Присаживаюсь на скамейку напротив картин, размышляю, вспоминаю, любу­юсь работами художника и вдруг начи­наю понимать непростой, несколько от­решенный мир этого человека.

Особое место занимают коты: синий, белый, рыжий, серый. Они, конечно, раз­ные, но что-то говорит об их таинствен­ности, волшебстве. Вот смотрю на си­него кота, похожего на большое облако, нависшее над заснеженным поселком.

Иной мир видится на картине «Ле­ший». Морозовский. Как маленький ре­бенок, герой сидит среди леса на пень­ке. А над ним два огромных мухомора и жук. Сам леший держит крошечную голубенькую ромашку. И взгляд у него такой детский, доверчиво-любопытный. Хочется погладить его, пожалеть, при­голубить.

От этих нереальных картин иду к тем, где темы не волшебные, но взгляд авто­ра все тот же - таинственный, прозрач­ный, как не от мира сего. Три автопор­трета. Написаны в разное время и от­ражают разное душевное состояние. Но главное в них - это глаза внимательно­го, мыслящего человека, которые видят даже то, что «временем закрыто».

Женские портреты поражают четко­стью линий, приглушенным тоном красок и какой-то отрешенностью от мирской суеты. Вот Катерина - женщина в скром­ном одеянии крестьянки. А по посадке, по выражению красивого лица - цари­ца! Портреты самых дорогих Алексан­дру Морозову людей - бабушки Маши и внучки Ульяны. С такой любовью, с та­ким стремлением красоты душевной и очарования мог написать эти портреты только человек, тонко чувствующий душу и мысли родных ему людей.

А вот картина без названия. Видимо, сам автор не раз размышлял, как на­звать то, что создал. И все откладывал. Не успел. Прозрачные пушистые голов­ки одуванчиков светятся на солнце. Но чуть подует ветерок - сорвутся, полетят. Куда? Далеко в пространство.

Человека, художника нет, а его фанта­стические картины живут. Так бывает. И зрители идут, удивляются, радуются и пе­чалятся. Достойный памятник художнику - педагогу Александру Морозову.

 

Раиса Горевая
Город и горожане/№66/15 октября 2015