Интернет: враг или помощник?

Интернет: враг или помощник?

Опыт авторской методики по ассоциативной композиции
АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ преподаватель ДХШ г. Железногорска (Красноярский край)

СОЗДАТЬ, СОТВОРИТЬ - ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ СКАЧАТЬ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Рассматривая с ребятами качественные, инте­ресные концепты к компьютерным играм, часто обращаю внимание на то, что в их представлении необычность, продуманность «экстерьера» пер­сонажа отходит на второй план перед действием, динамикой, остротой сюжета. Юные художники с удивлением смотрят на своего учителя, сообща­ющего им, что внешний вид, конструкция, фун­кциональность того или иного героя диктуют его действия, поведение, характер - и наоборот, поставленные задачи (исполняющие роль эволю­ции), обуславливают форму и длину конечностей, наличие и функционал тех или иных органов. Вы­яснив это, они закономерно приходят к мысли - а интересно было бы почувствовать себя демиур­гом, творцом не просто «монстра пострашнее», но жизнеспособного организма с жёсткими рамками существования, диктующими определённые за­коны игры. Ведь начинали же с чего-то создате­ли этих восхитительных и необычных существ... А нам - слабо? Важно вовремя поддержать ребят в этой мысли - не «содрать», не воспользоваться интернетовским штампом, а придумать самому.

А тут ещё знакомство с правилами конкурен­ции: как именно тебе добиться успеха, когда по­добную задачу решает ещё 8-10 человек?

АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Для решения проблемы предлагается «про­стой» путь: для написания по-настоящему не­обычного фантастического рассказа придумать свой собственный, индивидуальный язык. А нам - чуть проще, не забывайте, ведь мы - художники, и наш непохожий язык остаётся понятным окружающим, а его непохожесть у разных художников является только плюсом, называемым индивидуальностью.

На первый взгляд задача кажется неподъ­ёмной, но... гору осилит идущий, нужно просто найти верную тропинку. И тут возникает поня­тие, которое мы, не мудрствуя, назвали «ассоци­ативной композицией».

Все мы росли, воспитывались, знакомились с окружающим нас миром по-своему. У каждо­го свои индивидуальные отношения со светом, тьмой, огнём, болью, сладким, жёлтым... При сло­ве «жёлтый» у каждого перед глазами - свой отте­нок, предмет, воспоминание, своя ассоциация. Вот и нужно прислушаться к себе, вспомнить, пред­ставить и рассказать окружающим - всего-то.

Знакомясь вместе с ребятами с богатейши­ми россыпями мирового творчества, открываем для себя интересный факт - абстрактное, бес­предметное искусство возникло не потому, что у художника случайно разлилась краска или он не умеет правильно рисовать лошадку. Чаще как раз наоборот - лошадок он рисует замечательно, но ему стало интересно: будет ли выглядеть бо­лее быстрой лошадь, если ей нарисовать десять ног вместо четырёх... или вообще - попытаться нарисовать сразу скорость, чтобы стало понятно даже человеку, никогда не видевшему лошадь... Вот и мы попытаемся изобразить понятия, не имеющие предметного воплощения: скорость, нежность, мир, усталость... При этом сознатель­но не будем касаться расхожих штампов - сер­дечек, капелек, цветочков и т.п. Нашими инстру­ментами будут точка, линия, цвет, форма - но не конкретных предметов, а абстрактных, геометри­ческих символов (и не будем забывать о том, что амёба - выражение бесхарактерности). И помо­гут нам в работе наши родные, индивидуальные ассоциации.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРИ РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Далее следуем тропой, протоптанной для нас тысячами художников, но своей, характерной для каждого походкой... Знакомимся с выразитель­ными возможностями точки, затем линии, цвета. Попутно выясняем смысловое значение этих эле­ментов в разное время, у разных народов и при различных обстоятельствах. И тут нам приносит неоценимую пользу интернет: значение цвета в различных культурах, их цветовые предпочте­ния, возникновение и характерные особенности различных знаков, алфавитов, символов, а впо­следствии - и логотипов. Возникновение узоров и орнаментов, способы выполнения и примене­ния, обуславливающие их характер и вырази­тельные особенности.

А какой простор в выполнении практических заданий открывается с использованием компью­тера! Работы становятся более качественными, выразительными - ведь есть такой простор для поиска, изменения, улучшения. Возможности мо­лодых художников значительно возрастают, да и просто - интересно!

От простых заданий - изображения отдель­ных эмоций «в чистом виде» - переходим к более насыщенным информационно: графическому от­ражению черт характера конкретной личности и, как результату, созданию абстрактного автопор­трета. Данная работа всегда вызывает большой интерес у «творцов», бурно обсуждается и с удо­вольствием выполняется.

При работе над любой творческой задачей теперь мы первым делом вычленяем характер­ные черты и признаки требующегося, на осно­ве ассоциаций создаём цветовую и знаковую палитру и, используя её, создаём композицию, доводя её до необходимой степени реалистич­ности. Таким образом, не только сюжет, но и графический либо живописный язык и даже цветовая гамма несут осознанную смысловую нагрузку.

Усвоенная методика работы и опыт, прио­бретённый в ходе её выполнения, значительно помогает нашим выпускникам в дальнейшем, при обучении в средних специальных и высших профильных учебных заведениях, как при работе над заданиями декоративно-прикладного харак­тера, так и при выполнении станковых живопи­сных и графических работ.

Многие стали профессиональными худож­никами, пошли в искусстве значительно дальше своих учителей, разъехались по разным городам и странам. Но и для тех, кто выбрал другие про­фессии, слово «творчество» стало неотъемлемой частью их повседневной жизни.

E-mail: info@art-publish.ru / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / № 4(49)2012