Интернет: враг или помощник?
Опыт авторской методики по ассоциативной композиции
АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ преподаватель ДХШ г. Железногорска (Красноярский край)
СОЗДАТЬ, СОТВОРИТЬ - ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ СКАЧАТЬ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Рассматривая с ребятами качественные, интересные концепты к компьютерным играм, часто обращаю внимание на то, что в их представлении необычность, продуманность «экстерьера» персонажа отходит на второй план перед действием, динамикой, остротой сюжета. Юные художники с удивлением смотрят на своего учителя, сообщающего им, что внешний вид, конструкция, функциональность того или иного героя диктуют его действия, поведение, характер - и наоборот, поставленные задачи (исполняющие роль эволюции), обуславливают форму и длину конечностей, наличие и функционал тех или иных органов. Выяснив это, они закономерно приходят к мысли - а интересно было бы почувствовать себя демиургом, творцом не просто «монстра пострашнее», но жизнеспособного организма с жёсткими рамками существования, диктующими определённые законы игры. Ведь начинали же с чего-то создатели этих восхитительных и необычных существ... А нам - слабо? Важно вовремя поддержать ребят в этой мысли - не «содрать», не воспользоваться интернетовским штампом, а придумать самому.
А тут ещё знакомство с правилами конкуренции: как именно тебе добиться успеха, когда подобную задачу решает ещё 8-10 человек?
АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Для решения проблемы предлагается «простой» путь: для написания по-настоящему необычного фантастического рассказа придумать свой собственный, индивидуальный язык. А нам - чуть проще, не забывайте, ведь мы - художники, и наш непохожий язык остаётся понятным окружающим, а его непохожесть у разных художников является только плюсом, называемым индивидуальностью.
На первый взгляд задача кажется неподъёмной, но... гору осилит идущий, нужно просто найти верную тропинку. И тут возникает понятие, которое мы, не мудрствуя, назвали «ассоциативной композицией».
Все мы росли, воспитывались, знакомились с окружающим нас миром по-своему. У каждого свои индивидуальные отношения со светом, тьмой, огнём, болью, сладким, жёлтым... При слове «жёлтый» у каждого перед глазами - свой оттенок, предмет, воспоминание, своя ассоциация. Вот и нужно прислушаться к себе, вспомнить, представить и рассказать окружающим - всего-то.
Знакомясь вместе с ребятами с богатейшими россыпями мирового творчества, открываем для себя интересный факт - абстрактное, беспредметное искусство возникло не потому, что у художника случайно разлилась краска или он не умеет правильно рисовать лошадку. Чаще как раз наоборот - лошадок он рисует замечательно, но ему стало интересно: будет ли выглядеть более быстрой лошадь, если ей нарисовать десять ног вместо четырёх... или вообще - попытаться нарисовать сразу скорость, чтобы стало понятно даже человеку, никогда не видевшему лошадь... Вот и мы попытаемся изобразить понятия, не имеющие предметного воплощения: скорость, нежность, мир, усталость... При этом сознательно не будем касаться расхожих штампов - сердечек, капелек, цветочков и т.п. Нашими инструментами будут точка, линия, цвет, форма - но не конкретных предметов, а абстрактных, геометрических символов (и не будем забывать о том, что амёба - выражение бесхарактерности). И помогут нам в работе наши родные, индивидуальные ассоциации.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРИ РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Далее следуем тропой, протоптанной для нас тысячами художников, но своей, характерной для каждого походкой... Знакомимся с выразительными возможностями точки, затем линии, цвета. Попутно выясняем смысловое значение этих элементов в разное время, у разных народов и при различных обстоятельствах. И тут нам приносит неоценимую пользу интернет: значение цвета в различных культурах, их цветовые предпочтения, возникновение и характерные особенности различных знаков, алфавитов, символов, а впоследствии - и логотипов. Возникновение узоров и орнаментов, способы выполнения и применения, обуславливающие их характер и выразительные особенности.
А какой простор в выполнении практических заданий открывается с использованием компьютера! Работы становятся более качественными, выразительными - ведь есть такой простор для поиска, изменения, улучшения. Возможности молодых художников значительно возрастают, да и просто - интересно!
От простых заданий - изображения отдельных эмоций «в чистом виде» - переходим к более насыщенным информационно: графическому отражению черт характера конкретной личности и, как результату, созданию абстрактного автопортрета. Данная работа всегда вызывает большой интерес у «творцов», бурно обсуждается и с удовольствием выполняется.
При работе над любой творческой задачей теперь мы первым делом вычленяем характерные черты и признаки требующегося, на основе ассоциаций создаём цветовую и знаковую палитру и, используя её, создаём композицию, доводя её до необходимой степени реалистичности. Таким образом, не только сюжет, но и графический либо живописный язык и даже цветовая гамма несут осознанную смысловую нагрузку.
Усвоенная методика работы и опыт, приобретённый в ходе её выполнения, значительно помогает нашим выпускникам в дальнейшем, при обучении в средних специальных и высших профильных учебных заведениях, как при работе над заданиями декоративно-прикладного характера, так и при выполнении станковых живописных и графических работ.
Многие стали профессиональными художниками, пошли в искусстве значительно дальше своих учителей, разъехались по разным городам и странам. Но и для тех, кто выбрал другие профессии, слово «творчество» стало неотъемлемой частью их повседневной жизни.
E-mail: info@art-publish.ru / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / № 4(49)2012